Гoсудaрствeннoe прeдприятиe «Укрaинский гoсудaрствeнный цeнтр рaдиoчaстoт» (УГЦР) oбрaтилoсь в Национальный совет Украины по телевидению и радиовещанию с предложением согласовать изменения в Методику «Определения зоны покрытия сети цифрового наземного телевизионного вещания стандарта DVB-T2». В Украине такая сеть работает с 2011 года, её оператором является компания «ЗЕОНБУД» и по информации СМИ сейчас 14 миллионов телезрителей этой сети смотрят бесплатно 32 национальных канала. Казалось бы, обычная чиновничья рутина, но ряд отраслевых экспертов обратили внимание на скандальный характер изменений предложенных Центром радиочастот.
Интрига состоит в том, что действующая Методика была утверждена 31 января 2015 года и полностью соответствует европейскому законодательству, а УГЦР предлагает все вернуть в эпоху еще до «землемерных циркулей», так как точность даже этих примитивных измерительных конструкций в разы выше, чем то, что предлагает УГЦР.
Как ни странно, такое сравнение не гипербола, а факт. Например, Центр радиочастот хочет допустить к измерениям приборы с погрешностью измерения +/- 26 % (!).
Даже трудно представить последствия такой новации, если бы ее применили в торговле. Реакция покупателя, которому «точные» весы отмеряли бы 3,5 кг, вместо оплаченных 5 кг, была бы очень быстрой и конкретной.
Но при измерении такими «точными» приборами зоны покрытия цифровой сети ситуация будет еще абсурднее. Например, фактическая зона покрытия передатчика расположенного в Киеве равна 45-ти площадям города Киев, так вот УГЦР допускает, что измерительный прибор имеет право «не заметить» 20 из них. То есть, Центр радиочастот предлагает узаконить в Методике то, что прибор может ошибиться на 17 тыс. кв. километров при измерении зоны покрытия одного передатчика, а их в действующей цифровой сети — 664.
Однако это еще не предел антиевропейских предложений от Центра радиочастот. Если в европейском законодательстве и, соответственно, в действующей Методике определено 150 измерений, как минимально допустимое количество замеров для одной зоны покрытия, то УДЦР предлагает обойтись только 5 замерами, т.е. снизить точность измерений зоны в 30 раз. С этой целью в тексте Методики УГЦР предлагает выстроить целую хитроумную цепочку из слов – «допускается», «в случае необходимости», «при невозможности измерить» и т.д.
Если все предложения УГЦР свести в общий план, то получится следующая странная картина: допускаются к измерениям бытовые приборы крайне низкого качества («мыльницы»), в десятки раз уменьшается количество замеров, снижаются квалификационные требования к техническому персоналу, выполняющему измерения, устанавливается монополия УДЦР на проведение измерений, вводится целый ряд изменений в регламент измерений, которые дадут погрешность в измерениях в десятки раз больше, чем предусмотрено в действующей Методике и нормативных документах Евросоюза.
Фактически УГЦР предлагает узаконить ситуацию, когда результаты измерений могут в 11 раз (!) отличаться от факта. Но так как они будут сделаны по действующей Методике, то эти «липовые» результаты получат юридическую силу со всеми вытекающими обстоятельствами. Возникает вопрос – зачем УГЦР, который многие годы позиционировал себя как инновационное предприятие, работающее по евростандартам, и еще три года назад считался наиболее профессиональным среди центров радиочастот стран восточной Европы, решил опуститься до такого откровенного абсурда и непрофессионализма?
Все отраслевые эксперты однозначны в своих выводах – Национальному совету по телевидению и радиовещанию удалось втянуть УДЦР в свои разбирательства с компанией «ЗЕОНБУД». Уже два года Нацсовет безуспешно пытается предъявлять претензии к оператору цифровой сети Т2. Но на сегодня у Нацсовета остался практически последний аргумент – сеть не покрывает 95% населения. И так как «ЗЕОНБУД» категорически отрицает такое обвинение и в доказательство своей правоты неоднократно публиковал в СМИ карты покрытия своей сети, а так же направлял в Нацсовет соответствующие расчеты и таблицы проведенных измерений, то Нацсовет решил вовлечь в эту дискуссию Центр радиочастот. Но специалисты в УГЦР понимают, что проведение профессиональных измерений такой огромной сети, как цифровая сеть «ЗЕОНБУДа», очень трудоемкое и затратное мероприятие. По оценкам специалистов на это потребуется не менее года и более 80 млн. гривен. Да и есть очень большие сомнения в том, что будет получен результат в пользу Нацсовета. Ведь претензии высказывает только регулятор, в то время как ряд ведущих медиахолдингов, программы которых транслируются в цифровой сети, публично заявляли о том, что их технические службы проверили покрытие сети и оно их полностью удовлетворяет. Вот и вспомнили чиновники из Нацсовета и руководители УДЦР известное высказывание «отца всех народов»: «не важно, как голосуют, важно, как считают». И решили, что достаточно просто изменить Методику так, чтобы можно было только имитировать проведение работ по измерению цифровой сети, а результат объявить необходимый Нацсовету.
Получается, что у некоторых представителей власти изменились только лица, а методы работы остались прежними — подковерные договоренности, телефонное право, манипуляции с нормативно-правовыми документами.